Библиотечные системы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий педагогический колледж»

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 19
8 (35163) 2-52-80, 2-66-94, 2-53-45
troic_ped@mail.ru

Открытие Троицкой гимназии произошло в 1873 году, ему предшествовала длительная волокита, так как в царское время организация учебных заведений была связана со множеством полицейских формальностей. Прео­долеть их помог троичанам известный деятель народного просвещения, на Урале - инспектор Казанского округа А.А. Залежский, который руково­дил торжественным актом открытия гимназии в сентябре 1873 года. А.А. Залежский был близким родственником семьи Ульяновых - он был женат на сестре Марии Александровны Ульяновой - Екатерине Александровне. В начале гимназия была размещена в арендованных помещениях, а когда встал вопрос о строительстве гимназического здания в Троицке, то был выбран проект Симбирской гимназии.

В 1876 году гимназия въехала в свое здание.

Любая современная школа по количеству учащихся во много раз превзошла бы Троицкую гимназию: за первые 25 лет существования полный курс окончило всего 108 человек.

Многие гимназисты не могли окончить учебу из-за отсутствия средств и высокой платы за обучение. Часто дети даже состоятельных родителей оставляли гимназию, чтобы поступить в военные учебные заведения, ко­торые не требовали полного окончания курса.

Троицкая мужская гимназия обслуживала весь Южный Урал, а также Северный Казахстан, для иногородних учащихся к учебному зданию был пристроен пансионат.

Состав гимназистов был довольно пестрым, много среди них было детей дворян, чиновников и купцов.

Как учебное заведение Троицкая гимназия ничем особенным не выделялась, в свое время здесь господствовали зубрежка, муштра, слежка. Гимназичес­кое начальство следило за каждым шагом своих воспитанников, соперничая с жандармами в проведении обысков в пансионате и на квартирах. Кроме того, у гимназистов, проживающих на квартирах, было не меньше не­приятностей, чем у других их сверстников. Жизнью и деятельностью гимназистов управляли преподаватели и даже хозяйки квартир, где жили гимназисты. У каждой хозяйки имелась тетрадь, в которой она записывала бук­вально все о своем квартиранте: что читает, как учит уроки, где проводит свободное время, помогает ли хозяйке. Гимназистам зимой можно было находиться на улице до 7 часов вечера, несоблюдение ряда правил могло кончиться плачевно для ученика.

Все дела гимназии были типичны для каждого года обучения за исключением некоторых мелочей. Чтобы яснее представить себе жизнь учащихся, их круго­зор, заглянем в 1898-1899 учебный год. Этот год был 26-м годом существования Троицкой мужской гимназии. В это время она состояла из 8 основных и приготовительного классов. Личный состав служащих состоял из 20 должностных лиц, а именно: директор гимназии, инспектор, законоучитель, 11 пpeподавателей наук и языков, учитель приготовительного класса, учитель чистописания, преподаватель гимнастики и танцев, учитель пения, врач и письмоводитель. В гимназии изучались разнообразные предметы: история, греческий язык, латинский язык, закон божий, русский язык, словесность, логика, математика, физика, география. Не все предмете были интересными, полезными и сами преподаватели были все разными. Один из гимназистов позднее вспоминал, что по логике учитель - типичный чиновник, никогда не ставил выше трех. Он говорил, ставя очередную тройку: «Я знаю на четыре, а бог на пять». Следя за успехами и поведением учеников своего класса, классные наставники еженедельно выставляли в дневники отметки для сведения родителей и дела­ли свои замечания о поведении и прилежании учеников. В конце каждой чет­верти учебного года ими предоставлялись в педагогический совет подробные отчеты о состоянии класса в умственном и нравственном развитии. Кроме того, классные наставники сообщали каждую четверть года родителям воспитанни­ков сведения об успехах, внимании и прилежании каждого ученика.

Большое значение в обучении и воспитании имела церковь. При гимназии с 3-го сентября 1877 года существовала домовая церковь во имя святого мученика Петра. Настоятелем церкви состоял законоучитель гимназии, обязанности церковного старосты исполнял преподаватель гимназии.

Ученики гимназии принимали деятельное участие в отправлении богослужения: они выносили свечи, прислуживали в алтаре, читали часы, апостол, шестипсалмие и составляли хор.

Такова жизнь, интересы гимназистов, а, главное, многое было оторвано от жизни, современности.

По окончании учебного года, по итогам, гимназистов награждали медалями за отличную учебу, покорность перед «богом».

Учеба шла по пятибалльной системе, каждые год в классе выбирался староста, которые отвечал за дела своего класса.

После 1918 года гимназия была переименована в среднюю школу второй ступени.

Библиотека того времени особенно выделялась, она за­ключала в себе к первому января 1899 года 2517 названий, в 6297 томах на сумму 10817 рублей 38 копеек. Из них приобретено в 1898году 116 названий в 284 томах на сумму 492 рубля 56 копеек. По этим данным видно, что книжными пособиями гимназия была обеспечена хорошо и библиотека по­полнялась каждый год. Из периодической печати для фундаментальной библиотеки выписывались: "Правительственный вестник", "Московские ведомости", "Журнал Министерства народного просвещения", «Циркуляр по Оренбургскому году", "Мир божий" и другие.

Предметные кабинеты были оснащены хорошими пособиями. Например, кабинет физики имел на 1 января 1899года 268 приборов на сумму 2638рублей 99 копеек. Кроме того, гимназия имела в своем распоряжении достаточное количество пособий по истории и географии, по математике и черчению, чисто­писанию, рисованию и пению - всего названий на сумму 1036 рублей. При Троицкой гимназии существовала метереологическая станция, где велись наблюдения за атмосферными осадками, грозами, давлением атмосферы, абсолютной и относительной влажностью, температурой воздуха и поверхностью земли, облачностью, направлением и силой ветра, испарением, солнечным си­янием, вскрытием и замерзанием рек. Наблюдения производились при участии учеников, преподавателями физики и математики, результаты наблюдений по­сылались в Николаевскую Главную Физическую обсерваторию и в Оренбургский отдел Императорского географического русского общества. Выводы из наблю­дений и особые явления сообщались редакции «Метереологического вестника», а наблюдения за грозами, снежный покровом и облаками отправлялись в Киев, в Университет святого Владимира.

Наверняка эти наблюдения были самыми интересными занятиями для гимназистов, ведь через эти наблюдения они видели жизнь природы.

Большую роль в гимназии играла хозяйственная часть, которая находилась в ведении хозяйственного комитета, проводились заседания, где подвергались обсуждению вопросы по удовлетворению хозяйственных нужд гимназии и пансио­ната, проверки.

Троицкая гимназии содержалась за счет Государственного казначейства, сборов платы за содержание воспитанников в пансионате, за учение, и «Троицкого государственного общества»...

Все расходы были направлены на содержание личного состава, церкви, учебные пособия, ремонт и содержание зданий, жалование нижним служителям, содержание письмоводителя и канцелярские расходы по санитарной части, содержание пансионеров, на выдачу наград и пособий служащим...

Плата за право учения была во всех классах 40 рублей с каждого ученика. За хорошую учебу, послушание, примерное поведение ученикам назначалась стипендия:

Учащимся гимназии вручали стипендии: имени «Императора Александра 1» - 16 рублей, "Александра 2" - 25руб.75коп., «А.А. Залежского» - 21 руб., «Крыжжановского» и др.

В 1898-1899 учебном году состав учеников был: к началу учебного года - 172 ученика, вновь поступило - 46, в течение года выбыли - 24 ученика.

Все ученики распределялись по вероисповедованиям: православные, католики, раскольники, лютеране, магометане, евреи. Таким разнообразием вероисповедований пестрила Троицкая мужская гимназия.

Хочется остановиться на изучении гимназистами некоторых предметов. Рисование - это обязательный предмет для учеников приготовительного класса и низших 3 классов, рисование имело религиозный отпечаток, что приближало гимназистов к церкви, независимо от того, хотели они этого или нет.

Обучение гимнастике было обязательным, освобождались только вследствие болезни; гимнастика подготавливала учащихся к занятию танцами. Пением занимались ученики приготовительного и 2 низших классов. Гимназистов знакомили с нотами, разучивали с ними песни духовного светского содержания. Был создан хор для церкви, они же выступали на литературно-вокальных вечерах.

На уроках русского языка гимназисты составляли предложения, писали диктанты, не редко в диктантах использовались предложения из церковных книг: «Святая Мария пошла в Иерусалим».

В настоящее время здание педагогического колледжа расположено в здании мужской гимназии, внешне почти никаких изменений, а внутри здания много преобразование, изменений.

Современный колледж оснащен кабинетами с отличным современным оборудованием, которое способствует белее глубокому восприятию учащимися материала по каждому предмету.

На втором этаже расположен спортивный зал с раздевалкой. Здесь можно научиться играть в волейбол и баскетбол, прыгать в высоту и т.д..

Современный педагогический колледж располагает традиционной и электронной библиотекой, лингафонным кабинетом, тренажерным залом и другими кабинетами.

Самое большое помещение в колледже - актовый зал, расположенный на втором этаже. К каждому знаменательному событию актовый зал украшается плакатами, рисунками, стенными газетами. Здесь есть небольшая сцена, фортепиано, специальное освещение.

Материал подготовлен Соловцовой Л.В. (преподавателем истории, руководителем Музея Троицкого педагогического колледжа)

Наверх