Библиотечные системы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий педагогический колледж»

457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина, д. 19
8 (35163) 2-52-80, 2-53-45, 2-66-94 (заочное)
troic_ped@mail.ru

Учитель начальных классов

«Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние...»
(Г. Адамс)

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Преимущества профессии: постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Тип и класс профессии

Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.

Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.

Описание деятельности

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель стремится развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Требования к знаниям и умениям

Учитель начальных классов должен знать:

  • предметы школьной программы, методику их преподавания;
  • педагогику;
  • педагогическую, возрастную и социальную психологию;
  • формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся;
  • основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики;
  • должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.

Учитель начальных классов должен уметь:

  • проводить обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам;
  • планировать учебный материал по всем предметам;
  • обеспечивать выполнение учебной программы;
  • участвовать в методической работе;
  • использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
  • анализировать успеваемость учащихся;
  • обеспечивать соблюдение учебной дисциплины;
  • формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
  • добиваться прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике;
  • проводить дополнительные факультативные занятия;
  • руководить предметными кружками;
  • оснащать и оформлять учебный кабинет;
  • изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • участвовать в работе с родителями;
  • консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка

Учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
  • готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
  • владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
  • способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

б) профессиональными:

- общепрофессиональными:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • владеет основами речевой профессиональной культуры;
  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
  • в области культурно-просветительской деятельности:
  • умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве учителя начальных классов необходимо наличие следующих качеств:

  • эмпатийность,
  • психологическая грамотность,
  • деликатность.
  • гуманизм,
  • коммуникативные и организаторские способности,
  • высокая духовная и общая культура,
  • чувство такта,
  • твердые нравственные принципы,
  • хорошо развитое произвольное внимание,
  • хорошо развитая долговременная и оперативная память.

Условия труда

Деятельность учителя начальных классов – это всегда работа, связанная с людьми, с общением. Учитель несет моральную ответственность за совершенные действия. Работа связана с высоким эмоциональным напряжением, повышенной ответственностью.

Рабочий день может быть ненормированным. Общение в труде очень интенсивно, как с учениками, их родителями, коллегами по работе, поэтому достаточно велика нервно-психическая и коммуникативная нагрузка.

Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для учителя начальных классов:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • психические заболевания и расстройства нервной системы;
  • физические недостатки;
  • дефекты речи.

 

Базовое образование

Профессия учителя начальных классов подразумевает наличие высшего или среднего профессионального образования.

Пути получения профессии

Получить образование по профессии «Учитель начальных классов» можно в ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Области применения профессии

Общеобразовательные учебные заведения, специализированные школы и детские сады, учреждения культуры и дополнительного образования, частные школы.

Кроме этого, учитель начальных классов может иметь и частную практику.

Перспективы карьерного роста

Учитель начальных классов может пройти курсы повышения квалификации, продолжить обучение в аспирантуре и тем самым продвинуться по административной лестнице. Учитель начальных классов может подняться по карьерной лестнице до должности завуча по начальной школе, заместителя директора по различным направлениям деятельности, директора школы. Опытные, успешные и нацеленные на рост карьеры педагоги могут в перспективе организовать свою частную школу.

Зачастую профессиональный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний и т.п.

Учитель начальных классов может занимать должности воспитателя, педагога-организатора, педагога-психолога, педагога дополнительного образования в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, правоохранительных, административно-территориальных органах, общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах.

Наверх